Профилактика насилия, остракизма, стигматизации в отношении детей

«Профилактика насилия, остракизма, стигматизации в отношении детей»

                

Основные виды жестокого обращения с детьми

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических по­вреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход.

Эмоциональное (психическое) насилие ребенок испытывает постоянную не­хватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собст­венного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требова­ния, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря доверия ребенка. От­вержение со стороны родителей и, как следствие, нарушение эмоционального разви­тия.

Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполне­ния родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает ост­рую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порно­графической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Во­влечение детей в занятия проституцией.

Коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД) - это сексуальное на­силие или эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. Ребенок рассматривается как предмет секса и предмет торговли. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства. КСЭД включает в себя все формы проституции, порнографии и тор­говли детьми с целью сексуальной эксплуатации. Другие формы сексуальной экс­плуатации включают детский сексуальный туризм и ранние браки.

Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети - не для наси­лия».

Причины распространения насилия в отношении детей

          Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

        Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные

 

Последствия насилия над детьми

 

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 Различают три основные стадии их развития:

1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

      2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту. 

      Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания. 

3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

- неспособность добиться успеха;

комплекс неполноценности (превосходства);

усвоение стигмы;

усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

Насилие в школе

 

С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом. 

Невротизация школьников за годы обу­чения возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов. 

При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше­нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на­силия и разных видов наказаний.

Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способно­стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это­го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.

Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт­вы:

  • наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
  • особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
  • особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и
    т.д.);
  • недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и
    физического насилия);
  • страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с
    родителями; плохие оценки);
  • болезнь;
  • низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ­кая самооценка).

 

Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия

 

Принципы работы с детьми, пострадавшими от насилия, представлены в виде следующего обобщения.

1. Специалист искренне интересуется ребенком и строит теплые и заботливые отношения с ним.

2. Специалист создает у ребенка чувство психологической безопасности и защищенности.

3. Специалист принимает ребенка, безусловно, и не требует от него никаких изменений.

4. Специалист понимает уникальность каждого ребенка и демонстрирует по отношению к нему уважение.

5. Понимает, что каждый ребенок имеет свой потенциал и темп изменения и ценит постепенность терапевтического про­цесса, не пытаясь его ускорить.

 

Советы для ведения разговоров с детьми

1. Подтверждайте невиновность ребенка.

Ребенок никогда не является ответственным за то, что стал жертвой жестокого обращения. Это могут быть слова:

  • Ты ни в чем не виноват.Я очень рад(а), что ты рассказал(а) мне об этом.
  • Никто и никогда не заслужи­вает того, чтобы с ним жестко обращались
  • Ты не виноват(а) в том, что произошло. Я хочу, чтобы ты помнил(а) об этом.

2. Верьте ребенку.

Мы не следователи, мы выступаем в роли защитников, поэтому мы всегда верим ребенку. Имеет ли место жестокое обращение выяснят те, кто отвечает за расследова­ние таких случаев и поиск доказательств. Наша задача - разговаривать с ребенком. Мы те взрослые, кто представляет интересы ребенка. Оказываем поддержку для об­суждения их проблем. Дети редко врут о жестоком обращении с ними. Рассказывая о своей ситуации дети могут бессвязно, история может иметь пробелы, быть хроноло­гически неправильной, некоторые части ее могут казаться целиком бессмысленными и не согласовываться между собой.

3. Оценивайте безопасность.

Определение потребности ребенка в безопасности на данный момент.

4. Оставайтесь спокойными.

эмоциональный взрыв с вашей стороны может отбить желание у ребенка расска­зывать свою историю. Дети не любят огорчать взрослых, оправдывайте чувства детей.

5. Будьте честными.

Очень валено не давать обещаний, которых вы не ожжете выполнить. Необходи­мо рассказать о действиях, к которым следует прибегнуть. Например:«Я не могу по­мочь тебе решить эту проблему. Я должна рассказать об этом людям, работа которых состоит в том, чтобы помогать детям в таких ситуациях. Они захотят с тобой погово­рить. Как ты к этому относишься?»

6. Проявляйте терпимость к языку ребенка.

Дети рассказывают о жестоком обращении теми словами, которые они знают. Не всегда этот словарь может быть правильным, может показаться нам шокирующим. если слово не понятно, то лучше уточнить, что именно оно означает.

7. Не подвергайте допросу.

Не обязательно иметь все факты. Это касается вопросов - кто, что, когда, сколь­ко раз... Например, если ребенок говорит: «Меня бьют дома»

  • По каким частям тела тебя бьют?
  • Чем тебя бьют?
  • Есть ли на твоем теле или были ли когда-нибудь рубцы или синяки, после того, как тебя били?

Эта информация позволит решить, что делать в дальнейшем. Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети - не для наси­лия».

 

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

В ИНТЕРНЕТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

 

 

  1. Я никогда не даю никакой личной информации (мое имя и возраст, мой адрес, номер телефона, номер школы, место работы моих родителей) без согласия родителей.

  1. Если   я   получу   информацию, которая   заставит   меня   чувствовать   себя
    некомфортно, я сразу же расскажу об этом родителям. Мои родители также знают всех, с кем я общаюсь через Интернет.
  2. Я никогда не соглашусь встретиться с тем, с кем  я познакомился через Интернет, без предварительного согласия родителей. Если они разрешат эту встречу, то она произойдет в людном месте и я возьму с собой кого-либо из родителей.
  3. Я никогда не пошлю человеку, с которым я познакомился через Интернет, свою     фотографию     или     что-нибудь     еще, предварительно не посоветовавшись с родителями.
  4. Я не буду отвечать на письма, которые заставляют меня испытывать чувство неловкости и дискомфорт.
  5. Мы установим с родителями правила работы в Интернете:
  • время и продолжительность моей работы в Интернете;
  • подходящую для меня область посещения.

Я не буду обращаться в другие области без разрешения родителей и не буду нарушать установленные правила.

7. Я буду хорошим пользователем Интернета и не буду делать ничего, что может причинить вред другим людям или является противозаконным.

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь

о наказании за насильственное обращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].

Статья 145. Доведение до самоубийства.

  1. Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака­зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободына срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.
  2. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения... совершенное в от­ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии наказывается ли­шением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения...наказывается обще­ственными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154. Истязание.

Истязание, совершенное в отношении ...несовершеннолетнего ...наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопас­ности жизни и здоровья детей.

  1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по служ­бе..., либо по специальному поручению... наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причи­нение тяжкого телесного повреждения, - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее... смерть потерпевшей... наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несо­вершеннолетнего (несовершеннолетней), - наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со­вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом - наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста ...несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо...употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро­дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго­товлением материалов или предметов порнографического характера - наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора...повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, - наказывается общественными работами, штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных ве­ществ... совершенное в отношении... несовершеннолетнего...наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

 

Литература

  1. Ананенко А.А. Право на счастье: предупреждение сексуальной эксплуа­-тации детей. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2002. - 172с.
  2. Вопросы и ответы о Коммерческой Сексуальной Эксплуатации Детей:
    Информационный буклет ЕСРАТ International (Положим конец детской прости­
    туции, детской порнографии и траффикинга детей в сексуальных целях)/Пер. А.
    Кедров, 2001.-37с.
  3. Дети и насилие/материалы международного семинара «Права ребенка:
    проблемы насилия над детьми». - Минск, 20-21 марта 1998г. - Мн.:1998, 92с.
  4. Дилани С, Котерил К. Психологическая реабилитация детей, которые
    подверглись   коммерческой   сексуальной  эксплуатации.   ЕСРАТ  International,
    2004.-66с.
  5. Жестокое обращение с детьми/под ред. Т.Я. Сафоновой, Е.И. Цымбала. -
    Москва, 2001.-60с.
  6. Змушко Е.В., Пискунов А.Ф. и др. ООН и Беларусь: вчера, сегодня, зав­
    тра. - Мн.: Юнипак, 2002. - 114с.
  7. Капитонова Э.К. Жестокое обращение с детьми (аналитический доклад).
    Гомель, 2002г. - 49с.
  8. Козлова Г.Л.,  Мирейчик Л.Н.,  Пряхина М.В.  Насилие  над детьми.
    Минск, 2003г. - 76с.
  9. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М. Академия, 2000. - 200с.
  10. Основы социальной работы: Учебник/отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М, 1997.-368с.
  1. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. - Мн.: Беларуская навука,
    1998. -319с.
  2. Соотнес Р., Локо Я., Роомелди М. и др. Недостойное обращение с деть­
    ми. - Тарту, 2000. - 190с.
  3. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 672с.
  4. Сырокомский В.А. Искалеченное детство. - М.: Советская Россия, 1978. - 109с.
  1. Технология социальной работы./Под ред. Зайнышева И.Г. - М.: ВЛА- ДОС, 2000. -240с.
  2. Уголовный кодекс Республики Беларусь/В ступ. ст. Лукашова А.И., Сар-
    кисовой Э.А. -2-е изд., испр. и доп. -Мн.: Тесей, 2001. -312с.
  3. Материалы Общественного объединения по предупреждению жестоко­
    го обращения с детьми «Дети - не для насилия» 2001 -2004гг.
  4. http://nonviolence.iatp.by/parants
  5. http://prof.msu.ru/PC/book5
  6. www.online.ee/~ch.abuse.ru
  7. www.newsletter.by.iatp.org.ua