Программа вступительного испытания...
Программа
вступительного испытания по специальности
2-17 02 01 «Хореографическое искусство (по направлениям)»
для получения среднего специального образования в 2020 году
в государственном учреждении образования
«Гимназия-колледж искусств г.Бобруйска»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
К вступительному испытанию допускаются абитуриенты, завершившие обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, с хореографической подготовкой (выпускники детских школ искусств, участники хореографических коллективов различных жанров), а также не имеющие хореографической подготовки, но обладающие хорошими физическими данными и способностями необходимыми для подготовки специалиста хореографа.
На вступительном испытании абитуриент должен продемонстрировать природные физические данные:
- правильные пропорции тела;
- подвижность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов;
- гибкость позвоночника;
- эластичность связок;
- высота и легкость прыжка.
Хореографические навыки и умения в исполнении экзерсиса и аllegro классического танца, движений на середине зала народно-сценического танца, музыкальность исполнения, чувство ритма, координацию движений, выразительность.
Для оценки творческих способностей: фантазии, пространственного мышления, актерского мастерства, а также организаторских способностей, абитуриент демонстрирует самостоятельно подготовленную композицию на выбранную тему и свободный хореографический материал.
Экзамен принимают и оценивают преподаватели хореографии, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. Результат вносится в экзаменационную ведомость.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Испытание по хореографии проводится в три этапа:
- Классический танец:
- экзерсис у станка;
- экзерсис на середине;
- аllegro;
- проверка физических данных.
- Народный танец:
- элементы народного танца на середине зала;
- хореографическая техника (женские вращения, мужские присядки, хлопушки, трюки).
- Композиция (показ танцевального этюда на свободном выборе хореографического материала (1,5-2,0 минуты). Абитуриент исполняет свой этюд самостоятельно или привлекает помощников в качестве исполнителей. Музыкальный материал предоставляется абитуриентом на СD – диске или usb-накопителе, фонограмма должна быть хорошего качества, указано авторство. Учреждение образования обеспечивает абитуриенту музыкальное сопровождение на фортепиано или баяне.
Итоговая отметка за экзамен выставляется в виде среднего балла по результатам трех этапов вступительного испытания. Каждое испытание оценивается по 10-бальной шкале, результаты суммируются и выводится средний балл.
Вступительному испытанию предшествует консультация, которая проводится в форме практического занятия преподавателем хореографии (консультации проходят в форме уроков классического и народного танцев) и последующего показа предложенного танцевального материала на экзамене.
Основные требования к показу урока по классическому танцу:
- знание основных элементов классического танца, входящих в экзерсис у станка, на середине зала и аllegro;
- культура и техника исполнения;
- музыкальность, выразительность, эмоциональность;
- внешний вид, творческая индивидуальность.
Основные требования к показу урока по народному танцу:
- знание основных элементов народного танца на середине зала;
- культура и техника исполнения элементов народного танца;
- музыкальность, выразительность, эмоциональность;
- сценичность, внешний вид.
Основные требования к показу танцевального этюда:
- соответствие музыкального и лексического материала;
- исполнение на высоком техническом уровне (выразительно, эмоционально);
- оригинальность;
- творческая индивидуальность и культура исполнения;
- художественное оформление.
Перечень элементов по классическому танцу
Экзерсис у станка
- Позиции ног – I, II, III, V, IV
- Plié
- Battement tendu: из V позиции во всех направлениях; c demi-plié; с опусканием пятки по II позиции
- Battement tendu jete из V позиции во всех направлениях, c pique
- Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног, с demi-plié
- Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на вытянутой опорной ноге, на demi-plié
- Battement fondu во всех направлениях на 45º
- Battement frappé во всех направлениях
- Petit battement sur le cou-de-pied
- Rond de jambe en l'air на 45º
- Battement relevé lent из V позиции во всех направлениях на 45º и 90º
- Battement developpe во всех направлениях
- Grand battement jeté из V позиции во всех направлениях
Экзерсис на середине зала
- Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III
- Положение корпуса épaulement croisée et effacée
- Plié по I, II, V позициям в положении en face
- Battement tendu: из V позиции во всех направлениях; c demi-plié; с опусканием пятки по II позиции в положении en face
- Battement tendu jete из V позиции во всех направлениях
- Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
- Relevé на полупальцы по I, II позициям с вытянутых ног
- Поза croisée и effacée вперед и назад носком в пол, большая и маленькая
- I, II port de bras
- I, II arabesgue носком в пол
Allegro
- Трамплинные прыжки по I (свободной) позиции
- Temps leve sauté по I, II, и V позициям
- Changement de pied
- Pas échappé по II позиции
Перечень элементов по народному танцу
На середине зала преподаватель показывает комбинации на основе следующих групп движений: дробных, присядочных, подбивочных, группы вращений, хлопушек, ходового традиционного комплекса.
Ходы и проходки
- Простой сценический шаг
- Переменный ход с носка
- Переменный ход с носка с проведением ноги через I позицию
- Переменный ход с носка с ударом ноги по I позиции
- Ход с проходящим ударом каблука по VI позиции
- Шаркающий ход
- Припадание по VI и по V позиции на месте и в продвижении
Движения на середине зала
- Веревочка одинарная
- Веревочка двойная
- Веревочка синкопированная
- Веревочка с выносом ноги на каблук вперед, в сторону
- Веревочка с ковырялочкой
- Ковырялочка простая с притопом
- Ковырялочка в повороте
- Ковырялочка в воздухе на 45º, на 90º
Прыжковые движения
- Бег с поджатыми ногами
- Бег с носка с вытянутыми ногами
- Подскоки
- Моталочка вперед, в сторону
- Полька с соскоком на одну ногу на месте, в повороте
- Полька с соскоком на две ноги на месте, в повороте
Дробные движения
- Одинарная дробь
- Двойная дробь
- Ключ простой, с двойной дробью
- Дробь «горох»
- Дробная дорожка
- Бег с ударом
Хлопушки
- Хлопушка по голенищу сапога в выворотном и не выворотном положении с переступанием
- Хлопушка по голенищу сапога вытянутой вперед ногой
- Хлопушки по голенищам сапог по II и IV позициям (скрещенные ноги)
Присядки
- Мячики
- Присядка с выносом ноги вперед или в сторону на каблук
- Присядка с выносом ноги в сторону на 45º
- Присядка с разножкой на каблуки по II позиции
Вращения
- Вращение по VI позиции en dehors, en dedans на середине зала
- Подскоки в повороте по диагонали
- Tours chaînes по диагонали
- Бегунок по диагонали
Нормы оценки знаний абитуриентов
на вступительном испытании по специальности
2-17 02 01 «Хореографическое искусство (по направлениям)»
в государственном учреждении образования
«Гимназия-колледж искусств г.Бобруйска»
Уровни оценивания физических данных абитуриента:
«1-2 балла» - отсутствуют природные физические данные: видимая непропорциональность тела; низкая подвижность суставов ног и рук; слабая гибкость позвоночника, незначительная растяжка, мышцы и связки жесткие; отсутствует легкость и высота прыжка; чувство ритма отсутствует.
«3-4 балла» - низкие природные физические данные: видимая непропорциональность тела, слабая подвижность суставов ног и рук, плохая гибкость позвоночника, незначительная растяжка, низкая высота прыжка; слабое чувство ритма.
«5-6 баллов» - средние природные физические данные: пропорциональное тело, средняя подвижность суставов ног и рук, средняя гибкость позвоночника, мышцы и связки, способные к растяжению, средняя высота прыжка; хорошие музыкальность и чувство ритма.
«7-8 баллов» - природные физические данные выше среднего: пропорциональное тело, хорошая подвижность суставов рук и ног, гибкость позвоночника выше среднего, «мягкие» мышцы и связки, способные к легкому растяжению, легкий прыжок, хорошее чувство ритма.
«9-10 баллов» - отличные природные физические данные: удлиненные конечности, ровная спина с расправленными ключицами, длинная шея, хорошая подвижность суставов ног и рук, хорошая гибкость позвоночника, большой танцевальный шаг, высокий легкий прыжок; хорошее чувство ритма.
Уровни оценивания показа танцевального этюда:
«1-2 балла» - абитуриент не обладает знаниями для создания хореографического образа. Несоответствие стиля музыкального произведения и хореографического текста, не разработана идея замысла, нет кульминации, не выразителен финал.
«3-4 балла» - соответствие хореографического образа и выбранного музыкального материала, не раскрыта идея, нет кульминации, низкая подготовленность, отсутствие эмоциональности и выразительности исполнения.
«5-6 баллов» - наблюдается творческий подход, соответствие музыкального материала и хореографического текста. Исполнение на среднем техническом уровне, низкая эмоциональность, допущены ошибки в драматургии.
«7-8 баллов» - оригинальная идея, единство темы, идеи и формы музыкального и хореографического произведения, умение организовывать репетиционный процесс, хорошая техника исполнения и артистизм.
«9-10 баллов» - полное соответствие лексического и музыкального материала. Высокая техника исполнения подготовленного хореографического номера, выразительность и артистизм исполнения, способности к импровизации, творческой изобретательности и образному мышлению. Знания в области общей и хореографической культуры.
Шкала оценки уровня сформированности двигательных умений
и навыков абитуриента
(классический танец, народный танец)
Балл |
Показатели оценки уровня сформированности двигательных умений и навыков |
1 |
Абитуриент не знает позиций рук и ног, абсолютно не знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с грубыми ошибками, не выдержан ритм, плохая координация, отсутствие профессиональной памяти, выносливости и выразительности. |
2 |
Абитуриент поверхностно знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с повышенным напряжением, скованно, с нарушениями методики исполнения и темпа. Слабая выносливость, отсутствие выразительности. |
3 |
Абитуриент знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с оказанием помощи, повышенным напряжением. Низкая координация, отсутствие чувства ритма и выразительности. |
4 |
Знание основ классического танца, народного танца. Движения выполняются с оказанием помощи, скованно. Допускаются ошибки в последовательности, нарушение темпа и ритма. Слабая координация, низкий уровень выразительности. |
5 |
Движения выполняются с оказанием помощи, наблюдается незначительное напряжение, допускаются не грубые ошибки. Удовлетворительная профессиональная память и координация. Присутствует чувство ритма, выразительность, танцевальность. |
6 |
Движения выполняются уверенно, без напряжения, допускаются не грубые ошибки. Хорошая координация, профессиональная память, ориентирование в пространстве зала. Присутствует чувство ритма, выразительность, танцевальность. |
7 |
Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, допускаются помарки. Высокая координация, развита профессиональная память, ориентирование в пространстве зала. Хорошее чувство ритма, артистичность, выносливость. |
8 |
Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, допущены небольшие помарки. Высокая координация, выносливость и профессиональная память, умение самостоятельно исправлять недочеты. Хорошее чувство ритма, исполнение выразительное, эмоциональное. |
9 |
Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, технически грамотно. Отличная координация и чувство ритма, хорошие исполнительские навыки. Высокая выносливость, яркое, эмоциональное исполнение материала. |
10 |
Отличное, технически грамотное выполнение движений без замечаний. Отличная профессиональная память и координация. Высокий уровень выносливости, пластики, эмоциональности и выразительности. Отличный музыкальный слух и ритм, активность, творческий подход. |