Программа вступительного испытания...

Программа

вступительного испытания по специальности

2-17 02 01 «Хореографическое искусство (по направлениям)»

для получения среднего специального образования в 2020 году

в государственном учреждении образования

«Гимназия-колледж искусств г.Бобруйска»

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

К вступительному испытанию допускаются абитуриенты, завершившие обучение и воспитание на II ступени общего среднего образования, с хореографической подготовкой (выпускники детских школ искусств, участники хореографических коллективов различных жанров), а также не имеющие хореографической подготовки, но обладающие хорошими физическими данными и способностями необходимыми для подготовки специалиста хореографа.

         На вступительном испытании абитуриент должен продемонстрировать природные физические данные:

  • правильные пропорции тела;
  • подвижность голеностопного, коленного и тазобедренного суставов;
  • гибкость позвоночника;
  • эластичность связок;
  • высота и легкость прыжка.

Хореографические навыки и умения в исполнении экзерсиса и аllegro классического танца, движений на середине зала народно-сценического танца, музыкальность исполнения, чувство ритма, координацию движений, выразительность.

      Для оценки творческих способностей: фантазии, пространственного мышления, актерского мастерства, а также организаторских способностей, абитуриент демонстрирует самостоятельно подготовленную композицию на выбранную тему и свободный хореографический материал.

         Экзамен принимают и оценивают преподаватели хореографии, имеющие первую и высшую квалификационную категорию. Результат вносится в экзаменационную ведомость.

 

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

 

Испытание по хореографии проводится в три этапа:

 

  1. Классический танец:
  • экзерсис у станка;
  • экзерсис на середине;
  • аllegro;
  • проверка физических данных.

 

  1. Народный танец:
  • элементы народного танца на середине зала;
  • хореографическая техника (женские вращения, мужские присядки, хлопушки, трюки).

 

  1. Композиция (показ танцевального этюда на свободном выборе хореографического материала (1,5-2,0 минуты). Абитуриент исполняет свой этюд самостоятельно или привлекает помощников в качестве исполнителей. Музыкальный материал предоставляется абитуриентом на СD – диске или usb-накопителе, фонограмма должна быть хорошего качества, указано авторство. Учреждение образования обеспечивает абитуриенту музыкальное сопровождение на фортепиано или баяне.

 

Итоговая отметка за экзамен выставляется в виде среднего балла по результатам трех этапов вступительного испытания. Каждое испытание оценивается по 10-бальной шкале, результаты суммируются и выводится средний балл.

Вступительному испытанию предшествует консультация, которая  проводится в форме практического занятия преподавателем хореографии (консультации проходят в форме уроков классического и народного танцев) и последующего показа предложенного танцевального материала на экзамене. 

 

Основные требования к показу урока по классическому танцу:

  • знание основных элементов классического танца, входящих в экзерсис у станка, на середине зала и аllegro;
  • культура и техника исполнения;
  • музыкальность, выразительность, эмоциональность;
  • внешний вид, творческая индивидуальность.

 

Основные требования к показу урока по народному танцу:

  • знание основных элементов народного танца на середине зала;
  • культура и техника исполнения элементов народного танца;
  • музыкальность, выразительность, эмоциональность;
  • сценичность, внешний вид.

 

Основные требования к показу танцевального этюда:

  • соответствие музыкального и лексического материала;
  • исполнение на высоком техническом уровне (выразительно, эмоционально);
  • оригинальность;
  • творческая индивидуальность и культура исполнения;
  • художественное оформление.

 

Перечень элементов по классическому танцу

Экзерсис у станка

  • Позиции ног – I, II, III, V, IV
  • Plié
  • Battement tendu: из V позиции во всех направлениях; c demi-plié; с опусканием пятки по II позиции
  • Battement tendu jete из V позиции во всех направлениях, c pique
  • Relevé на полупальцы по I, II, V позициям с вытянутых ног, с  demi-plié
  • Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на вытянутой опорной ноге, на demi-plié
  • Battement fondu во всех направлениях на 45º
  • Battement frappé во всех направлениях
  • Petit battement sur le cou-de-pied
  • Rond de jambe en l'air на 45º
  • Battement relevé lent из V позиции во всех направлениях на 45º и 90º
  • Battement developpe во всех направлениях
  • Grand battement jeté из V позиции во всех направлениях

Экзерсис на середине зала

  • Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III
  • Положение корпуса épaulement croisée et effacée
  • Plié по I, II, V позициям в положении en face
  • Battement tendu: из V позиции во всех направлениях; c demi-plié; с опусканием пятки по II позиции в положении en face
  • Battement tendu jete из V позиции во всех направлениях
  • Rond de jambe par terre en dehors et en dedans
  • Relevé на полупальцы по I, II позициям с вытянутых ног
  • Поза croisée и effacée вперед и назад носком в пол, большая и маленькая
  • I, II port de bras
  • I, II arabesgue носком в пол

Allegro

  • Трамплинные прыжки по I (свободной) позиции
  • Temps leve sauté по I, II, и V позициям
  • Changement de pied
  • Pas échappé по II позиции

 

Перечень элементов по народному танцу


На середине зала преподаватель показывает комбинации на основе следующих групп движений: дробных, присядочных, подбивочных, группы вращений, хлопушек, ходового традиционного комплекса.

 

Ходы и проходки

  • Простой сценический шаг
  • Переменный ход с носка
  • Переменный ход с носка с проведением ноги через I позицию
  • Переменный ход с носка с ударом ноги по I позиции
  • Ход с проходящим ударом каблука по VI позиции
  • Шаркающий ход
  • Припадание по VI и по V позиции на месте и в продвижении

 

Движения на середине зала

  • Веревочка одинарная
  • Веревочка двойная
  • Веревочка синкопированная
  • Веревочка с выносом ноги на каблук вперед, в сторону
  • Веревочка с ковырялочкой
  • Ковырялочка простая с притопом
  • Ковырялочка в повороте
  • Ковырялочка в воздухе на 45º, на 90º

 

Прыжковые движения

  • Бег с поджатыми ногами
  • Бег с носка с вытянутыми ногами
  • Подскоки
  • Моталочка вперед, в сторону
  • Полька с соскоком на одну ногу на месте, в повороте
  • Полька с соскоком на две ноги на месте, в повороте

 

Дробные движения

  • Одинарная дробь
  • Двойная дробь
  • Ключ простой, с  двойной дробью
  • Дробь «горох»
  • Дробная дорожка
  • Бег с ударом

  

Хлопушки

  • Хлопушка по голенищу сапога в выворотном и не выворотном положении с переступанием
  • Хлопушка по голенищу сапога вытянутой вперед ногой
  • Хлопушки по голенищам сапог  по II и IV позициям (скрещенные ноги)

 

Присядки

  • Мячики
  • Присядка с выносом ноги вперед или в сторону на каблук
  • Присядка с выносом  ноги в сторону на 45º
  • Присядка с разножкой на каблуки по II позиции

 

Вращения

  • Вращение по VI позиции en dehors, en dedans на середине зала
  • Подскоки в повороте по диагонали
  • Tours chaînes по диагонали
  • Бегунок по диагонали

 

Нормы оценки знаний абитуриентов

на вступительном испытании по специальности

2-17 02 01 «Хореографическое искусство (по направлениям)»

в государственном учреждении образования

«Гимназия-колледж искусств г.Бобруйска»

 

Уровни оценивания физических данных абитуриента:

 

«1-2 балла» - отсутствуют природные физические данные: видимая  непропорциональность тела; низкая подвижность суставов ног и рук; слабая гибкость позвоночника, незначительная растяжка, мышцы и связки жесткие;  отсутствует легкость и высота прыжка; чувство ритма отсутствует.

«3-4 балла» - низкие природные физические данные: видимая непропорциональность тела, слабая подвижность суставов ног и рук, плохая гибкость позвоночника, незначительная растяжка, низкая высота прыжка; слабое чувство ритма.

«5-6 баллов» - средние природные физические данные: пропорциональное тело, средняя подвижность суставов ног и рук, средняя гибкость позвоночника, мышцы и связки, способные к растяжению, средняя высота прыжка; хорошие музыкальность и чувство ритма.

«7-8 баллов»  - природные физические данные выше среднего: пропорциональное тело, хорошая подвижность суставов рук и ног, гибкость позвоночника выше среднего, «мягкие» мышцы и связки, способные к легкому растяжению, легкий прыжок, хорошее чувство ритма.

«9-10 баллов» - отличные природные физические данные: удлиненные конечности, ровная спина с расправленными ключицами, длинная шея, хорошая подвижность суставов ног и рук, хорошая гибкость позвоночника, большой танцевальный шаг, высокий легкий прыжок; хорошее чувство ритма.

 

Уровни оценивания показа танцевального этюда:

 

«1-2 балла» - абитуриент не обладает знаниями для создания хореографического образа. Несоответствие стиля музыкального произведения и хореографического текста, не разработана идея замысла, нет кульминации, не выразителен финал. 

«3-4 балла» - соответствие хореографического образа и выбранного музыкального материала, не раскрыта идея, нет кульминации, низкая подготовленность, отсутствие эмоциональности и выразительности исполнения. 

«5-6 баллов» - наблюдается творческий подход, соответствие музыкального материала и хореографического текста. Исполнение на среднем техническом уровне, низкая эмоциональность, допущены ошибки в драматургии. 

«7-8 баллов» - оригинальная идея, единство темы,  идеи и формы музыкального и хореографического произведения, умение организовывать репетиционный процесс, хорошая техника исполнения и артистизм. 

«9-10 баллов» - полное соответствие лексического и музыкального материала. Высокая техника исполнения подготовленного хореографического номера, выразительность и артистизм исполнения, способности к импровизации, творческой изобретательности и образному мышлению. Знания в области общей и хореографической культуры.

 

Шкала оценки уровня сформированности двигательных умений

и навыков абитуриента

(классический танец, народный танец)

 

Балл

Показатели оценки уровня сформированности двигательных умений и навыков

1

Абитуриент не знает позиций рук и ног, абсолютно не знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с грубыми ошибками, не выдержан ритм, плохая координация, отсутствие профессиональной памяти, выносливости и выразительности.

2

Абитуриент поверхностно знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с повышенным напряжением, скованно, с нарушениями методики исполнения и темпа. Слабая выносливость, отсутствие выразительности.

3

Абитуриент знаком с понятиями «классический танец», «народный танец». Движения выполняются с оказанием помощи, повышенным напряжением. Низкая координация, отсутствие чувства ритма и выразительности.

4

Знание основ классического танца, народного танца. Движения выполняются с оказанием помощи, скованно. Допускаются ошибки в последовательности, нарушение темпа и ритма. Слабая координация, низкий уровень выразительности.

5

Движения выполняются с оказанием помощи, наблюдается незначительное напряжение, допускаются не грубые ошибки. Удовлетворительная профессиональная память и координация. Присутствует чувство ритма, выразительность, танцевальность.

6

Движения выполняются уверенно, без напряжения, допускаются не грубые ошибки. Хорошая координация, профессиональная память, ориентирование в пространстве зала. Присутствует чувство ритма, выразительность, танцевальность.

7

Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, допускаются помарки. Высокая координация, развита профессиональная память, ориентирование в пространстве зала. Хорошее чувство ритма, артистичность, выносливость.

8

Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, допущены небольшие помарки. Высокая координация, выносливость и профессиональная память, умение самостоятельно исправлять недочеты. Хорошее чувство ритма, исполнение выразительное, эмоциональное.

9

Движения выполняются уверенно, без напряжения, на полной амплитуде, технически грамотно. Отличная координация и чувство ритма, хорошие исполнительские навыки. Высокая выносливость, яркое, эмоциональное исполнение материала.

10

Отличное, технически грамотное выполнение движений без замечаний. Отличная профессиональная память и координация. Высокий уровень выносливости, пластики, эмоциональности и выразительности. Отличный музыкальный слух и ритм, активность, творческий подход.

 Назад