Профориентация

Основы профессионального выбора

Трудовой жизненный путь - важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человеку не только материальные средства существования, но и всестороннее развитие - новые знания, опыт, мастерство, а вместе с тем и радость, осознание своей полезности, в конечном итоге сделать человека счастливым. А может и наоборот: при неудачном выборе профессии человек становится недовольным, мрачным, раздражительным.

Как помочь подростку выбрать профессию? С чего начать?

Ответьте на вопросы:

1. Какие школьные предметы более всего нравятся вашему подростку?

2. По каким школьным предметам обучение идет более успешно?

3. Какие способности и интересы преобладают у вашего подростка?

4. Какие профессии привлекают вашего подростка?

5. Какую профессию вы советуете приобрести вашему ребенку?

При выборе профессии необходимо учитывать:

- интересы и способности подростка

- потребность региона в кадрах

- желание и стремление подростка

- состояние здоровья и реальные возможности подростка

Взаимосвязь учебных предметов и профессиональной сферы:

Языки и литература. Языкознание, литературоведение. Журналистика. Библиотековедение. Перевод. Логопедия. Литературная критика. Издательское дело: редактор, корректор, литработник. Преподавание языка и литературы. Делопроизводство. Философия. Политология. Научный референт. Литературное художественное творчество: писатель, поэт, сценарист.

Математика. Математика и ее специализации. Программирование. Экономика. Бухгалтерский учет. Статистика. Вычислительная техника. Астрономия. Инженерные специальности. Строительство. Геодезия. Мелиорация. Землеустройство. Смежные области физики, химии и биологии. Научная работа и преподавание.

Физика. Специальности механики, электроники, радиоэлектроники. Фототехнология. Связь. Энергетика. Авиация. Космонавтика. Научная работа и преподавание. Экология. Фотодело.

Химия. Химия и специальности химической промышленности. Технологии пищевой промышленности. Фармация. Бытовое обслуживание: оператор химчистки, парикмахер. Полиграфия. Медицина. Экология. Научная работа и преподавание.

Биология. Биология и ее специализации. Биохимия. Биофизика. Агрономия.

Медицина. Ветеринария. Психофизиология. Экология. Ландшафтное проектирование и архитектура. Фитодизайн. Научная работа и преподавание.

География. География и ее специализации. Геология. Транспорт. Лесоводство. Горное дело. Торфяное производство. Геодезия и картография. Краеведение. Туризм. Экскурсовод. Политическая работа. Внешнеэкономическая деятельность. Дипломатическая работа. Научная работа и преподавание.

История. История и ее специализации. Архивная работа. Правоведение. Экономика. Социология. Философия. Психология. Журналистика. Библиотековедение. Литературная работа. Научная работа и преподавание.

Труд. Специальности дерево- и металлообработки. Строительство. Сантехника. Машиностроение. Текстильные специальности. Основные специальности пищевой промышленности. Швейные и другие специальности бытового обслуживания населения.

Физкультура. Тренерская и преподавательская работа. Культурно-массовая работа. Спортивная медицина. Туризм.

10. Изобразительное искусство. Декоратор. Дизайнер. Архитектор. Фотограф. Парикмахер. Модельер. Реклама. Полиграфия. Преподавательская работа. Работа в театре и кино.

 

pastedGraphic.png

В основу определения направления профессионального выбора учащихся положен опросник по Климову, в котором все существующие профессии делятся на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: Человек-природа, Человек-техника, Человек-человек, Человек-Знаковая система, Человек-Художественный Образ.

pastedGraphic_1.png